Просто оставайтесь дома

Азиза Исабай
Почему каждый раз возникают одни и те же проблемы – таким вопросом задается общественность. Люди не понимают, почему чиновники, учитывая ошибки прошлых лет, не могут взять ситуацию под свой контроль. Но все мы понимаем, что есть вещи, неподвластные ни одной структуре управления – например, погода. И тут остается только предугадывать, подстраиваться и делать выводы. Мы должны понимать, что не каждый из нас знает, что делать, когда погодные условия застают тебя врасплох. Поэтому следует помогать друг другу не только делом, но и советом.
Какая же зима без лютых морозов на севере страны? До -40 градусов в некоторых регионов Казахстана. Жителей столицы, Костанайской, Павлодарской и Северо-Казахстанкой областей холодным антициклоном не напугаешь. Понижение столбиков термометра в середине зимы для них дело привычное. К холодам всегда «готовы» и специальные службы.

Мороз, усиление ветра, метель и осадки — смс-оповещения от «112» казахстанцы получают за сутки до прогнозируемой погоды. Людей предупреждают специально, чтобы они оставались дома и без надобности не покидали город. Но вот многие из абонентов такую заботу от операторов сотовой связи игнорируют. Мороз людей не пугает, как и его последствия. При том, что нередко люди несут ответственность не только за себя, но и за других. Например, водители междугородних рейсов. Причем, зачастую это нелегальные перевозки. Выезжая на трассу в лютый мороз, метель или гололед, подвергают опасности всех пассажиров. Нередко зимой в СМИ появляется такая информация, как «Автобус с пассажирами перевернулся на трассе», «Автобус с иногородними гражданами замерз на трассе», «Пассажиров автобуса замело снегом» и прочее.

Что надо делать, чтобы подобных заголовков было как можно меньше? Кто должен спасать пострадавших и кого наказывать за случившееся? Конкретных ответов на эти вопросы нет. Кто-то скажет, что если это гололед или дорогу замело, то виноваты коммунальные службы, которые не чистят. Если ДТП, то виноваты водители. Ну, а если люди замерзли, то спасатели или даже местные исполнительные органы, которые вовремя не подоспели на помощь. Но есть еще и другой вариант – пассажир знает, что на улице вовсе не лето, и совершить поездку в другой город или страну, несмотря на риски, его осознанное решение.

Помимо общественного транспорта в экстренной ситуации зимой оказываются также владельцы легковых и грузовых автомобилей. Последние в минувшем году не раз мелькали в новостных сводках. Например, в январе 2020 года на трассе «Нур-Султан – Петропавловск» в результате ДТП застряло почти 270 автомашин. А на магистрали «Нур-Султан – Павлодар» в феврале сотня фур простояла почти неделю. Проехать не могли из-за сугробов на дороге. Тогда питание водителям доставляли спасатели на высокопроходимой спецтехнике. Еще один казусный случай был в ноябре прошлого года. 20 фур в ВКО не смогли преодолеть возвышенность из-за того, что грузовые машины скатывались вниз по дороге. Преодолеть препятствие смогли только при помощи спецтехники. Получается, что в подобных ситуациях помогут только спасатели. Каждый год на севере страны сотрудники ДЧС уделяют особое внимание подготовке спецтехники к зиме. В ведомствах стараются обновлять и увеличивать количество служебного транспорта, потому что каждый раз погода преподносит новые сюрпризы, а также подготавливают несколько десятков пунктов обогрева. Немаловажную роль сыграли и полицейские, которые на выезде из города разворачивают автолюбителей из-за непогоды. Один из ярких примеров – полицейский из Карагандинской области. Страж порядка лег на дорогу, и все ради того, чтобы не пропустить водителей на закрытую из-за непогоды трассу.

Риск и заботу о жителях страны в суровые зимы не оставляют без внимания. За эвакуацию людей из снежных заносов весной прошлого года президент Касым-Жомарт Токаев и министр внутренних дел Ерлан Тургумбаев наградили спасателей, которые ценой своей жизни исполнили свой служебный долг, медалью «Ерлігі үшін» и благодарственными письмами.

А вот что касаемо ответственности, вопрос спорный. Ведь никто не отправляет людей насильно в такую погоду за несколько километров от дома. Именно поэтому глава комитета по чрезвычайным ситуациям выступил с предложением ввести штрафы для водителей за выезд на закрытые в непогоду трассы. Такую инициативу руководители некоторых регионов поддержали. Поправки предполагалось внести в Административный кодекс РК. Но законной силы данное предложение так и не обрело. При этом, по всей республике на трассах республиканского значения, по данным «КазАвтоЖол», работает порядка 700 единиц спецтехники. А на их сайте можно посмотреть карту с актуальной информацией о ситуации на дорогах, где проезд на трассах обозначен уровнями опасности — желтый, оранжевый и красный. Кроме этого, в экстренной ситуации водителей просят обращаться на горячую линии и готовится к длительным поездка в заранее, зная наперед как быть если попал беду и куда обращаться.

– Если человек оказался в чрезвычайной ситуации, то в первую очередь нужно позвонить в службу спасения по номерам «112» и «101». Необходимо включить аварийные сигналы автомобиля, поставить на дорогу знаки «Stop». Чтобы в салоне автомобиля не накапливался угарный газ, нужно стекла машины немножко приспустить, и часто очищать территорию от снега там, где остановилась машина. Носите светоотражающие элементы, они снижают вероятность ДТП на 85%. Выбирайте браслеты, значки, наклейки, брелоки белого или желтого цветов, они самые яркие. Высота, на которой такие элементы лучше всего видны водителям, — 80–100 см над землей. Одевайте ребенка в яркую одежду со светоотражающими элементами и без больших капюшонов, ограничивающих обзор. Берегите себя и своих близких, – предупреждают в ДЧС Павлодарской области.

Ну, и, конечно же, еще пару советов для автолюбителей. Ведь, по исследованиям американских ученых, причина ДТП в 22% – неблагоприятные погодные условия. Поэтому как же все таки управлять транспортом в тех или иных условиях:

Если вокруг вас туман, то боковые стекла автомобиля лучше опустить, чтобы слышать что происходит на дороге. Также, чтобы не потерять ориентацию на дороге следует включать ближний свет фар вместо дальнего.

Если вас занесло на обочину, не паникуйте. Никогда не выворачивайте рулевое колесо в противоположную сторону. Чтобы выехать обратно на дорогу, надо сохранять то же направление и подгазовывать. Только так вы сможете выбраться из снежного заноса.

Если на дороге скользко, то вам следует быть осторожнее с заездами и съездами на возвышенности, особенно если это мост. На их поверхности, как правило, противогололедный материал долго не держится. Тем самым данный участок дороги становится одним из самых опасных в гололед.

И еще, если вы все-таки собрались в путь, то вам необходимо с собой взять: теплые вещи, одеяло, лопатку, паяльную лампу, свечу, спички, веревку и запасы продуктов питания. Ну, и самое главное, если вы чувствуете, что управлять автотранспортом не легко, то лучше сбавить скорость. Да, возможно позади вас соберется колона из машин, но таким образом вы сохраните свою жизнь и, возможно, убережете других от непоправимых последствий.
Наверх