Почему нет искусства ценнее балета

Карина Сеилова
Общественность задается вопросом, как изменилось театральное искусство за последний год после пандемии. Карантин и пандемия безусловно изменили практически каждую сферу нашей жизни, но давайте признаем, театральное искусство было практически парализовано весной прошлого года, когда все «объекты массового скопления людей» были закрыты на долгие месяцы.

Как и любой кризис, карантин, сковавший в прошлом году все театры мира, принес большую трансформацию театра в онлайн-форматы. Многие театры делали онлайн-трансляции в социальных сетях, кто-то объявлял премьеры на YouTube, а некоторые открыли доступ к любимым и признанным шедеврам драматургии и балета.

Казахстанские театры также активно коллаборировались с онлайн-форматами: КазНАТОБ им. Абая занял 1-ое место среди театров РК по онлайн-трансляциям; стал обладателем 3-его места среди театров стран СНГ по онлайн-эфирам. «Астана Опера» транслировала репертуар на своем канале в YouTube. А «Астана Балет» принял участие в съемке первого для Казахстана теле-балета «Султан Бейбарс».

Последние полгода театры работают, однако количество разрешенных зрительских мест с 2020 года не превышает 50%, а то и меньше – в зависимости от санитарного постановления города.

Как говорится, «потерявши плачем» – всю остроту «разлуки» ощутили как зрители, так и артисты. Как только театры открылись после локдауна, билеты на постановки начали раскупать с невероятной скоростью.

В целом, просидев полгода взаперти, люди стали больше ценить живое общение – и касается это искусства в том числе. Тем ценнее и желанней теперь стали живые эмоции, которые здесь и сейчас вызывают артисты, даря нам свое искусство в танце. Ведь в чем самая большая ценность балета? Только подумайте, вы не увидите одного и того же исполнения два раза – точно такая же постановка точно той же балериной будет исполнена с другими мыслями, эмоциями и ощущениями. Красота балета – в его моменте, который не повторится, это сиюминутное искусство, которое прекрасно «здесь и сейчас».

С наполняемостью зала ровно в половину ощутимей и ценней стали аплодисменты. Каждый зритель чувствует (и должен!) на себе ответственность – попытаться восполнить зияющую пустоту соседних кресел и аплодировать с удвоенной силой. Ведь не секрет, что люди искусства идут на сцену не ради материальных выгод, а исключительно «признания для»! И оно, безусловно, выражается в крепости и гулкости синхронных аплодисментов полного зала. Сложно представить, как артист, наполняемый единственной для него возможной эмоциональной отдачей, после выступления реагирует на вполовину меньшее количество аплодисментов, привыкнув к полному залу.

А потому, давайте прививать еще одну новую традицию, находясь в театре, – аплодировать изо всех сил, выкладываясь на полную мощь, как это только что на сцене делал артист, адресуя каждый час многодневных репетиций и часов у станка именно и лично ВАМ. Давайте благодарить служителей искусства еще вдохновенней, чем раньше – это единственный вид «спасибо», который они поймут и с благодарностью примут…

Прошедший год показал: духовное развитие населения должно быть первостепенным, а искусство и его объекты нуждаются в нашей с вами поддержке – которая выражается исключительно в том, чтобы посещать театральные постановки, учиться понимать искусство, а поняв – неминуемо полюбить.

Путь от человека, не бывающего в театре, до человека, который каждую неделю посещает различные балетные постановки и оркестровые концерты, я прошла сама – и могу уверенно сказать, что это привычка.

Есть вещи, которые делать необходимо для нашего физического состояния: пить достаточное количество воды, чистить зубы, делать зарядку по утрам – из необходимости такие вещи становятся привычкой, без которой мы не представляем наш день.

И есть такие же вещи, необходимые для нашего духовного состояния. Концерт классической музыки в филармонии, посещение балета и знакомство с национальной оперой может стать вашей регулярной привычкой. Первый, второй и третий раз в театр вы, возможно, пойдете, потому что «надо». А вот все последующие разы вы уже пойдете потому, что искусство никого не оставляет равнодушным. Вы не обязаны любить «Лебединое озеро» - на нем балет не ограничивается. Посмотрите один раз – чтобы понять, с чего начинался балет, а после – приходите на балет казахстанского хореографа Мукарам Авахри «Жусан» – чтобы оценить всю степень самобытности казахского балета, который бы не возник без того самого «Лебединого озера».

В современном балетном искусстве столько разных прекрасных произведений, которые ничего общего со стереотипами не имеют: не везде это пачка, не везде это Чайковский, не везде это «парни в трико» – как поговаривают у нас некоторые «ценители», не понимающие, как прекрасен и трепетен балет, созданный казахстанским хореографом на музыку кобыза.

Начните увлекательное путешествие в безграничный мир балетного искусства, и вы поймете, что в него невозможно не влюбиться!

Наверх