Невидимые мамы

Динара Кусаин
Почему в Казахстане не снимают мультфильмы про неполные семьи? В моем детстве они были. Например, тот же мультсериал про домовенка Кузю: там у девочки Наташи такая гламурная мама с прической и в модных брюках. Живут вдвоем. Помните серию, где мама устраивает дома вечеринку? Романтическая музыка, танцующие пары, приглушенный свет в гостиной. Или культовый мультсериал про обезьянку-маму и серия, где ее приглашает на свидание тигр, а озорные дети-обезьянки пытаются испортить их совместный поход в театр. А ведь в мое детство монородительских семей было на порядок меньше, чем в наши дни. В чем же дело?
Я не могу вспомнить ни одного современного казахстанского мультфильма, где мама не была бы унылой женщиной на кухне. Куда подевались интересные и продвинутые мамы? Где их личная жизнь? Справедливости ради отмечу, что пап вообще почти не показывают. В казахстанском мультсериале «Әли мен Айя» мама с папой в комплекте появились лишь однажды, пообещав забрать Али и Айю домой в Астану. Но потом еще как минимум года полтора (это очень долгий сериал) дети продолжали оставаться в ауле, на поруках у аташки с апашкой. Судьба родителей осталась загадкой. Умерли? Сбежали на Карибы?

Если вернуться к разговору о женских персонажах, то та же советская мультиндустрия отличалась гораздо большим разнообразием. Капризная мама дяди Федора, которая работала оперной певицей и хотела на курорт, гламурная старушка Шапокляк с ридикюлем или госпожа Белладонна из антагонистов, классическая заботливая мама Малыша, и даже мама-Осьминожка, которая ушла с подружкой на гулянку, оставив папу за главного. Кстати, на одном казахстанском детском телеканале вот уже несколько лет показывают детский ситком, который как бы транслирует семейную модель, где мама-добытчик, а папа не работает и занимается воспитанием сына, но поскольку это ситком, то больше развлекается вместе с сыном, чем воспитывает. Мама при этом каждый вечер приходит с работы, спешно переодевается в халат и платок (ага, традиционные ценности), и готовит ужин. Было несколько серий, где у них дома гостили свекр со свекровью, и все дружно ждали маму с работы, которая обязательно должна накормить домочадцев. Вот я не знаю, какие семейные ценности транслирует подобный сериал. Что пошло не так?

Я понимаю, что, если рассуждать в широком контексте, то нужно говорить и об отсутствии культурного и этнического разнообразия, и о проблемах с инклюзией в отечественной анимации. И тогда мы обнаружим, что «невидимых» мам и детей гораздо больше. И это реально какая-то странная ситуация, когда гораздо больше разнообразия и интересных личностей встречаешь в мультфильмах с животными. Там тебе и телёнок, и цыплёнок, и заморский Айдахар. А стандартная человеческая семья в мультфильме made in KZ - это казахская супружеская пара без особого рода деятельности и профессиональных признаков, с двумя разнополыми детьми и, если повезёт, с бабушкой и дедушкой с отцовской стороны. Мама, видимо, по умолчанию - сирота.

Между тем мультконтент для ребёнка - это не только способ развлечения и источник информации, но и важный инструмент социализации. Дети примеряют на себя ролевые модели персонажей, учатся, как вести себя в различных ситуациях. Индивидуальные реакции на свою «медиа -невидимость» у ребенка из семьи с одним родителем могут разниться от переживаний за собственную неправильность и неполноценность до заключения, что он тут - чужой, а, значит, эта стая ему не подходит.

Если долго делать вид, что какого-то явления не существует, оно от этого не исчезнет, а возможно станет еще более явным. Сегодня в Казахстане каждая пятая семья является монородительской, где дети проживают только с мамой или папой. Положение женщин в нашей стране ухудшается с каждым годом, и в индексе гендерного разрыва по версии Всемирного экономического форума Казахстан опустился с 32 места в 2007 году на 80 в 2021.
Наверх