Аферисты в сетях

Ксения Кожабаева
Новая схема интернет-мошенничества появилась в Казахстане. Злоумышленники выдают себя за покупателей и крадут деньги с банковских карт. За 2020 год было зарегистрировано более 24 тысяч случаев мошенничества по Казахстану. В разрезе регионов наибольшее число происходит в Алматы, Нур-Султане и Шымкенте. Самый распространенный вид это интернет-мошенничество.
Для того, чтобы заполучить максимальное количество жертв, мошенники внимательно следят за изменениями на различных онлайн-площадках и быстро реагируют на новшества. Так, ими был скопирован крупнейший онлайн-сервис объявлений в Казахстане OLX.kz. При этом копия была дополнена несуществующей на официальном ресурсе функцией оплаты с возможностью доставки.

В среднем данный сайт посещает ежемесячно более чем 8,5 миллиона пользователей. Каждый второй казахстанец заходит на сервис раз в месяц.

Судя по популярности OLX.kz, риск попасть в ловушку велик.

Многие могут сказать: «Да не может быть! Я-то ведь не полный лох, и со мной подобные номера не пройдут». Бывает так, что умнейшие люди, с двумя высшими образованиями, знаменитости и, как ни странно, даже психологи становятся жертвами мошенников. Поэтому будьте бдительны!

Как правило, мошенник согласен на все условия продавца, готов приобрести товар без проверки качества, взять на себя расходы по доставке и даже оплатить аванс. Как говорится, мягко стелет. Но за такой мнимой любезностью всегда скрывается подвох.

Индира, жительница Костаная:

– Я опубликовала объявление о продаже шубы. После чего на меня вышли псевдо-покупатели. Сначала в переписке были стандартные вопросы. Но когда дело дошло до оплаты, мне стали предлагать странные способы. Насторожило, что без предварительной примерки сразу готовы были забрать вещь. Покупатель объяснила, что живет в Актау и пришлет курьера. Я сразу поняла, что это махинации. И прекратила разговор.

Избежать неприятности можно, если не открывать ссылки из СМС-рассылок или электронных писем от потенциальных покупателей. Об этом, кстати, и OLX.kz предупреждает. Также не следует переводить деньги через Western Union и всегда обращать внимание на официальный домен сайта в поисковой строке. Он выглядит так: https://www.olx.kz.

Если вас обманули, выход один, действовать надо по «горячим следам». Обратиться в полицию как можно быстрее. А вот отменить транзакцию бессмысленно. Так как ее произвел сам владелец карты.

Потерпевшие лишаются разных сумм – от 5 тысяч тенге до полумиллиона. Самые большие потери связаны с покупкой машины, когда злоумышленник просит произвести предоплату. Глядя на это, понимаешь, что жертвой может стать любой, но порой наивность людей просто поражает.

Встречаются факты мошенничеств, когда посредством соцсетей под предлогом покупки различных товаров мошенники вступают в переписку в мессенджере Whatsapp. Получают обманным путем фото удостоверения личности и номеров банковских карт, принадлежащих потерпевшим. После чего оформляют онлайн-кредиты в финансовых организациях.

Артем, 35 лет, Лисаковск:

– Я искал объявления о работе. Увидел заманчивое предложение, сразу же написал работодателю. После продолжительных переговоров меня попросили предоставить все данные для открытия платежной карточки. Работу я так и не получил, зато очень скоро узнал, что на меня оформлен кредит в банке.

Также в полицию часто поступают заявления по фактам телефонного мошенничества: неизвестные звонят гражданам, представляются сотрудниками службы безопасности известных банков «Kaspi», «Евразийского банка», «Сбербанка» и сообщают, что кто-то снял с вашего счета деньги, предлагая «спасти» остальную сумму, переведя ее на другую карту. Когда перевод совершен, мошенник пропадает. Позже выясняется, что потерпевший перевел свои средства на карту украинского или российского банка.

Иногда на почту жертвы приходит письмо, очень напоминающее письма от официального банка. В письме – ссылка на сайт, очень похожий на настоящий. И информация о том, что проводятся технические работы и необходимо ввести данные карты, включая пин-код. В итоге средства со счета уплывают в руки злоумышленника до того, как жертва успевает заблокировать карту.

Необходимо знать, что единственная организация, которая сможет проинформировать вас о состоянии вашей карты – это банк, обслуживающий ее. Телефон клиентской карты банка зачастую указан на обороте карты. И помните, что даже банковские работники не могут в письме или телефонном разговоре требовать от вас пин-код.

Есть еще один вид мошенничества, жертвами которого становятся люди, зарегистрировавшиеся на сайтах, где разыскиваются утерянные или украденные вещи. Мошенники звонят и сообщают, что утерянная вещь у них. Но вернут они ее за определенное вознаграждение. Но от личной встречи отказываются, якобы боятся, что владелец обвинит их в краже и заявит полицию. Расчет, соответственно, просят произвести путем перевода денег через терминалы оплаты.

Такого рода мошенничество попадают под статью 190 УК РК, а точнее под ч.2 п.4 «Мошенничество, совершенное путем обмана или злоупотребления доверием пользователя информационной системы». Санкции предусматривают до 4 лет ограничения, либо лишения свободы с конфискацией имущества.

Чтобы не стать жертвой мошенников необходимо не забывать очевидные правила:

Не сообщать никому логины и пароли от банковских приложений, данные банковских карт, коды из СМС. При просьбе друга или родственника срочно перевести деньги, особенно другому человеку, задайте несколько личных вопросов. Отказывайтесь от сомнительных предложений заработать деньги с обязательным первоначальным взносом. В случае получения СМС о переводе, которого вы не совершали, позвоните в банк по официальному номеру. Не совершайте никакие операции с картой или счетом под диктовку по телефону или в чате.

Относитесь внимательнее к разного рода звонкам и сообщениям и учитесь распознавать, где правда, а где ложь. Не введитесь на «халяву» и «дешевизну», чтобы не попасть на удочку мошенников.
Наверх